Разработка и внедрение систем менеджмента на основе принципов ХАССП
С каждым годом требования к безопасности пищевой продукции все более ужесточаются. В условиях рыночной экономики ответственность за качество и безопасность выпускаемой продукции полностью ложится на производителей. Пищевым предприятиям, стремящимся удерживать свои позиции на рынке и быть конкурентоспособными, должны не только обеспечить качество и безопасность продукции, но и представлять убедительные доказательства этого.
Международная практика и передовой отечественный опыт показывают, что прогресс в области качества и безопасности на пищевых предприятиях непосредственно связан с разработкой и внедрением систем менеджмента основанных на принципах ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки).
В 2005 году международная организация по сертификации ISO утвердила стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке», который объединил требования стандарта ISO 9001 и принципы ХАССП. Стандарт основывается на соблюдении законодательных и нормативных требований к производству, тщательном анализе производственных процессов, с целью выявления возможных опасностей в пищевой продукции, и установлению мер управления для предотвращения, устранения или снижения этих опасностей до приемлемого уровня. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» идентичен международному стандарту ISO 22000:2005.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
— повышение уверенности в безопасности пищевой продукции за счет того, что внедрение системы полностью предотвращает или снижает до приемлемого уровня риски возникновения опасностей для жизни и здоровья потребителей;
— повышение стабильности качества пищевой продукции за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспортировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП;
— содействие международной торговле посредством укрепления доверия зарубежных партнеров к предприятиям, на которых действует система менеджмента, принятая в международной практике и т.д.
Как показывает опыт, наиболее эффективна разработка и внедрение системы на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) происходит на тех предприятиях, где уже внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008).
ООО «ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ» предлагает услуги по разработке и внедрению документов систем менеджмента (систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, систем менеджмента безопасности пищевой продукции), а также интегрированных систем менеджмента, ХАССП. Специалисты ООО «ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ» имеют большой опыт работы по разработке и внедрению систем менеджмента, прошли специальное обучение в ОАНО «Регистр системы сертификации персонала» и ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации» г. Москва, и являются действующими экспертами.
Прежде чем обратиться в ту или иную организацию, оказывающую услуги по разработке (внедрению) документов системы менеджмента соберите информацию об этой организации: позвоните, проконсультируйтесь по телефону с их специалистами; посетите офис фирмы, обратите внимание на то, где он находится, как работают эксперты, ознакомьтесь с имеющейся у них документацией. Выбирайте только надежные организации, проверенные годами работы. Обычно мошенники предлагают услуги за меньшую стоимость и минимальные сроки. Имейте в виду, что невозможно разработать и внедрить систему менеджмента в организации за несколько дней.
Помните, что горечь от некачественно выполненной услуги остается даже тогда, когда цена уже забыта!